BAZA УАЗ

уаз off roud

Внедорожник (от английского off-road vehicle) — это полноприводный автомобиль повышенной проходимости, где все 4 колеса являются ведущими, с колесной формулой 4х4. Внедорожники предназначены для эксплуатации на всех типах дорог и на пересеченной местности. Уже много лет, а точнее с конца 40-х годов прошлого века, с легкой руки американской журналистки Катарины Хилльер к классическим автомобилям повышенной проходимости (внедорожникам) «прилипло» название «Jeep» (Джип).

Определения. История внедорожника

Прежде чем перейти к истории возникновения такого явления как Офф-роуд (off - road), считаем необходимым дать точную дефиницию самого термина – классический переводчик (dictionarist.com) дает следующий перевод или определение: прил. вездеходный, бездорожный, находящийся вдали от дорог. Считаем наиболее корректным переводом этого англоязычного термина « внедорожный», тем более, в русском языке это слово давно прижилось и даже стало употребляться в сочетании с многими иными словами и терминами, приведем лишь некоторые: внедорожный просвет, внедорожный размер, внедорожная шина и тому подобное. При этом самое популярное и наиболее часто встречающееся слово, связанное с понятием «Офф-роуд» — слово «Внедорожник». Последнее является прямым производным от русскоязычного перевода термина «Off-road», от слов «вездеходный», «внедорожный». Что же, в свою очередь, означает русскоязычное слово «внедорожник»?

Ford GPW

В отношении происхождения слова «Jeep» существуют разные версии, однако наиболее распространенной является следующая: армия США накануне Второй Мировой Войны объявила конкурс на разработку, производство и поставку для военных нужд многоцелевого легкового автомобиля, и в 1940 году американский инженер Карл Пробст сконструировал для фирмы BantamBRC полноприводный автомобиль, ставший прототипом знаменитого Виллиса. Позже крупная компания «Willys - Overland» в сотрудничестве с компанией-гигантом «Ford Motor Co.» доработала модель компании-разработчика и стала производить и поставлять для армии США и ее союзников автомобили FordGPW, аббревиатура GPW означала : G — государственный заказ; Р — автомобиль с колёсной базой до 80 дюймов; W — тип Willys, поскольку автомобиль выпускался компанией Ford Motor Co. по технической документации компании Willys. Американские солдаты и офицеры, ценя и любя этот автомобиль, спасший тысячи жизней в той страшной войне, называли его по первым двум буквам той самой аббревиатуры – GP, что звучало как «ДжиПи», это сокращенное название прижилось благодаря краткости и исключительной популярности этого автомобиля, а позже трансформировалось в известное по всему миру «Jeep». Спустя годы с маркой «Jeep» (Джип) произошло то же, что и с не менее знаменитым «Xerox», когда любая копировальная машина стала массово называться Ксероксом. Более того, слово «Джип» стало обозначением «правильного» классического внедорожника – рамного, полноприводного, укомплектованного РК (раздаточной коробкой).

Полноприводные автомобили, теперь уже Джипы, оказались полезными не только в военном применении. Как это часто бывает, армейские разработки и технологии становятся со временем доступны и гражданской промышленности, так произошло и с Джипом: полноприводные автомобили помогли людям всего мира стать более свободными, освоить уголки планеты, остававшиеся нетронутыми с самого сотворения мира!

История создания Советского джипа, в свою очередь, неразрывно связана с городом Ульяновск и с заводом, который начинает строиться в первый военный год, в грозный 1941. В июле 1941 года Государственный Комитет Обороны СССР принимает решение об эвакуации из Москвы ряда крупнейших предприятий. Среди прочих, решением Правительства СССР в город Ульяновск эвакуируется часть Московского автомобильного завода вместе с оборудованием.

ЗИС-5

К маю 1942 года на Ульяновском автомобильном заводе было собрано пять первых автомобилей ЗИС-5. К июлю того же года темпы сборки возросли до 30 машин в сутки. Заводом для нужд воюющей страны собираются и отправляются на фронт сотни грузовых автомобилей.

13 марта 1949 года с конвейера Ульяновского завода сходит 10-тысячный грузовик, а в 1954 году создается отдел главного конструктора (ОГК) и начинается разработка новых автомобилей семейства УАЗ – тех самых, которые знают и любят несколько поколений советских и российских людей.

Уже в 1959 году автомобили Ульяновского завода, благодаря своей высокой репутации, благодаря надежности и неприхотливости в эксплуатации, экспортируются в 22 страны мира!

В декабре 1972 года с конвейера Ульяновского автозавода сходит первая партия знаменитого УАЗ-469, а уже в феврале 1974 завод выпускает свой миллионный автомобиль марки УАЗ.

В 1997 году Ульяновский автозавод производит первую партию автомобилей УАЗ-3160, являющихся прообразом будущего популярного и современного УАЗа PATRIOT, который в народе обретет шутливое и дружеское прозвище «Патрик». И, наконец, 17 августа 2005 года начинается серийное производство самой современной модели Ульяновского автозавода – УАЗ-3163 Патриот. ОАО «УАЗ» много лет идет к этой модели, первые разработки ведутся еще с 80-х годов двадцатого века! Уже в 2005 году для сборки этого автомобиля применяется порядка 20% импортных комплектующих, а для качественной сборки производится масштабная модернизация сборочного конвейера: запускается новая сварочная линия, строится новый окрасочный комплекс «Eisenmann».

УАЗ Patriot 2011

В 2011 году Ульяновскому автозаводу исполняется 70 лет, и к тому времени УАЗ Patriot завоевывает несколько престижных премий, в том числе и международных. В марте того же года (2011) внедорожник UAZ Patriot занимает первое место в номинации «Отечественный автомобиль» в национальной автомобильной Премии «Лучшее авто по версии Рунета», учредителем которой является Авто@Mail.Ru. И, несмотря на то, что в 2014 году ОАО «УАЗ» анонсирует спуск с конвейера последнего автомобиля-потомка легендарного УАЗ-469, сворачивая производство УАЗ Hunter, эта утрата все же компенсируется тем, что в России остается и модернизируется производство настоящего Отечественного Автомобиля, разработанного российскими конструкторами, Автомобиля, который покоряет бездорожье не только в России, но и в десятках стран мира, куда экспортируется наш российский Джип - УАЗ Патриот!

Как мы с Вами смогли убедиться, история Советского и Северо-Американского джипов насчитывает приблизительно одно и то же время и даже причины разработки этих полноприводных автомобилей одинаковы, оба Джипа успели повоевать, прежде чем прочно укоренились в гражданской жизни.

Современное Офф-роудное Движение

Что же касается Офф-роудного движения в России, то это явление достаточно «молодое», принято считать, что у истоков его стоят две довольно известные фигуры – директор российского холдинга «Бастион» Александр Зайцев, который в конце 90-х годов прошлого века побывал на схожих соревнованиях в Бангкоке и «заболел» идеей организации подобных массовых мероприятий в России, а также Виктор Дьячков, чемпион России по спортивному ориентированию. Первая же организованная ими гонка под названием «Rally-Family» имела грандиозный успех, она состоялась в 2000 году и явилась своеобразной площадкой для создания клуба «4х5 Чернозём». Этот клуб был создан одним из первых в России, а на сегодняшний день клубов такого рода в России насчитывается более сотни!

Трофи-рейд

Также, одним из наиболее старейших и наиболее авторитетных клубов России является офф-роуд клуб «Ладога». Этот Санкт-Петербургский клуб, помимо большого количества серьезных и авторитетных участников, известен еще и тем, что именно он является автором знаменитого трофи-рейда «Ладога». Как заявляют сами организаторы трофи-рейда: «Ладога» - это крупнейшее в мире приключение 4х4!» Организаторы, несмотря на помпезность и безапелляционность такого заявления, все же не голословны – о статусности и масштабе мероприятия говорит уже тот факт, что ежегодное открытие-презентация проводится в историческом центре Санкт-Петербурга, на Исаакиевской площади, где собираются сотни отлично подготовленных к любым испытаниям машин, это и шоу и своеобразная «демонстрация сил и амбиций», как перед титульным боем!

Перед этим шоу-стартом, за два дня до начала гонок, начинается регистрация, автомобили и квадроциклы проверяются на техническое соответствие и безопасность. На все автомобили и квадроциклы устанавливаются системы электронного хронометража и GPS слежения. Всему этому, в свою очередь, предшествует гигантская работа, проводимая организаторами задолго до старта – разведываются новые трассы, корректируются старые, для каждой команды- участницы составляются спортивные легенды на каждый день соревнований. Расписываются старты и финиши, маршруты и протяженность трасс, а также время их прохождения.

Эти суровые соревнования для настоящих Мужиков проходят по всему побережью Ладожского озера, организаторы намеренно выстраивают маршруты по пересеченной местности, изобилующей топями, оврагами, болотами и иными естественными преградами – сопками, ущельями, ручьями и реками. Всех участников «Ладоги» объединяет любовь к приключениям, желание хлебнуть «экстрима» и оторваться напрочь от обычной городской и деловой суеты. Экипажи «Ладоги» соревнуются в 3 категориях – Категория «SPORT», Категория «ADVENTURE» и Категория «TOURISM», кроме того в этих категориях существуют группы или классы, и присутствие автомобиля в том или ином классе зависит от уровня подготовки конкретного автомобиля, а также от уровня амбиций экипажа.

Вообще, само явление «Клубного Офф-роуда» заслуживает отдельной статьи, мы постараемся лишь в общих чертах остановиться на социально-экономических причинах возникновения и динамики этой активности. Для начала несколько цифр, полученных нашей компанией в результате проведенных исследований:

По количеству off-road мероприятий всех типов (спортивных, командных, туристических, клубных) в период с 1998 по 2003 год в России наблюдался активный рост, в период с 2004 по 2008 год – стабильный рост, а в период кризиса 2009 – 2010 года наблюдалось постепенное снижение, которое в 2010 году достигло -25% по количеству мероприятий, и снижение до -30% по количеству участников. По нашим оценкам, общее снижение активности в off-road сегменте составило в 2010 году до -28%…-30%. С 2011 года наблюдается постепенное оживление сегмента, а 2013 год явился наиболее активным из всей истории движения off-road. На конец марта 2013 года в календарях мероприятий различных российских off-road клубов было заявлено более 130 мероприятий, не считая клубных, что превышает показатель 2012 года на 17%. Что же касается клубных мероприятий, то только по основным клубам количество клубных мероприятий и количество участников превышает показатели 2012 года не менее чем на 15%.

Также, согласно исследований, проведенных нашей компанией, в России на сегодняшний день существует свыше 100 клубов с различным количеством участников и различной направленности. Общая численность автомобилей, активно участвующих в различных спортивных, туристических и клубных мероприятиях, по нашим оценкам, составляет не менее 15.000 автомобилей разного уровня подготовки, при этом общее количество участников российских off-road клубов составляет не менее 130.000 человек. Есть несколько всероссийских клубов с максимальным количеством участников, к таковым относится, например клуб УАЗ Патриот www.uazpatriot.ru, а также клуб Джип 4х4 - www.jeep4x4club.ru, в которых состоят 21284 и 25456 участников соответственно (по состоянию на 2014 год). Наибольшее количество территориальных клубов находится, что вполне естественно, в городах: Москва (9 клубов - 11.000 участников), Санкт-Петербург (7 клубов - 9.000 участников) и в Московской области (4 клуба - 6.600 участников). Также к крупнейшим региональным клубам относятся такие клубы как Краснодарский «Скиф 4х4» - www.skif4x4.ru (5.000 участников) и Саратовский клуб «СКВ» - www.saratoff-road.com (свыше 9.000 участников), данные цифры также приведены по состоянию на 2014 год. По составу автомобильных марок большинство внедорожных клубов являются «разношерстными», встречаются «представители» чуть ли не всего мирового автопрома, однако, большинство автомобилей-участников все же являются автомобилями марки УАЗ. По нашим данным, количество автомобилей марки УАЗ, участвующих в российском внедорожном движении колеблется в диапазоне от 21 до 25%, в СЗФО и ЦФО процент УАЗов ниже, чем в целом по России, однако, в региональных клубах численность автомобилей марки УАЗ достигает 35%. Наиболее выдающимся в этом смысле клубом является один из самых старых и самых авторитетных российских клубов – Тверской офф-роуд клуб «Лебедушка», где численность УАЗов по признанию руководителей клуба достигает 80% от общего числа участников!

Основное количество активных участников Офф-роудного движения приходится на Центральный Федеральный Округ, около 35% от общего числа, на Северо-Западный Федеральный Округ – около 11%. На Приволжский Федеральный Округ приходится около 17%, на Сибирский -12%, остальные Федеральные Округа не превышают 10% от общего числа участников. Данные цифры, безусловно, являются приблизительными, но и они достаточно ярко демонстрируют масштаб этого поистине «Всероссийского Движения»! Однако масштабным это Движение является не только в РФ, традиционно все тренды и новые течения приходят к нам из США и Австралии. Австралия – гигантский континент, где жизнь немыслима без полноприводного автомобиля – засушливые пустыни, горы, предгорья – все это делает Австралию центром Офф-Роудной Индустрии всего мира, многие знаменитые Офф-Роудные бренды - «Tough Dog», «Iron Man» и другие - создавались именно в этой стране и лишь спустя годы стали создавать представительства и филиалы на других континентах.

Объясняется такой масштабный интерес российских людей к этому движению нескольким различными факторами, основным из которых, на наш взгляд является следующий:

Тверской офф-роуд клуб «Лебедушка»

После распада Советского Союза Россия утратила статус Глобальной Державы, а с утратой этого статуса, и некоторые иные атрибуты прежней жизни, как например, идеологию. Декларативно, советская идеология уравнивала как целые народы, так и все отдельные индивидуумы в рамках целых народов, население гигантской страны жило в относительно равных условиях, обладая приблизительно равным уровнем достатка. Все стремительно изменилось в 90-е годы прошлого века, рыночные отношения привели к колоссальному разрыву в уровне жизни различных социальных слоев, к ничем не объяснимому социальному неравенству. В последние годы в РФ наметился стабильный, хотя и не быстрый рост уровня доходов различных слоев населения, однако, увеличение среднего уровня дохода не может компенсировать или удовлетворить все более очевидный общественный запрос на социальную справедливость и равноправие. Этот общественный запрос принимает совершенно разные формы, одна из них – желание широкого круга совершенно разных людей объединяться в клубы, сообщества, площадки под любыми лозунгами и идеями. Одной из объединяющих идей как раз и является идея свободы, приключений и испытаний, которые в большом ассортименте предоставляет Офф-роуд или Внедорожное Движение! Офф-роуд объединяет совершенно разных людей различных профессий: слесарей, пенсионеров, военных, клерков, студентов и владельцев крупных бизнесов! Некоторые клубы создаются под мероприятия «лайтового» типа, участники выезжают на лесное ориентирование, отмечают на природе День Рождения своего Клуба и многие иные светские и религиозные праздники.

Кроме того, большинство российских офф-роуд клубов берут на себя некоторые благотворительные миссии, как например, помощь детским домам или проведение акций по сбору средств для помощи тем, кто оказывается в тяжелой жизненной ситуации. Подавляющее большинство участников внедорожных клубов – это люди с активной жизненной позицией, люди, любящие и знающие свою страну, и именно поэтому значительная часть выездных мероприятий связана с долгими и увлекательными путешествиями по России. Безусловно, далеко не все участники этих клубов могут позволить себе подготовку автомобиля к длительным и непростым путешествиям, однако, наиболее активные члены клубов, как правило, и являются тем самым «костяком», который участвует в длительных и суровых испытаниях-автопробегах!

Внедорожный сегмент рынка автокомпонентов

BAZA ВСЁ ДЛЯ УАЗА

С учетом той статистики, которую авторы статьи привели выше, становится понятной причина, по которой в РФ, как, впрочем, и во всем мире с каждым годом создаются все новые компании, предлагающие энтузиастам внедорожного движения различные аксессуары для тюнинга серийных автомобилей. Растет и количество брендов, позиционирующих себя как производителей товаров для офф-роуда и для активной жизни. Несмотря на то, что этот сегмент рынка является довольно-таки узким, «нишевым», многие российские и зарубежные компании обращают внимание на этот рынок, как минимум, по причине его стремительного роста! Очевидно, что данный сегмент прирастает не только за счет спортсменов или профессионалов движения, но, в первую очередь, за счет новичков или так называемых «покатушечников». Это – как раз та значительная часть внедорожного движения, которая формирует массовый спрос на офф-роудные аксессуары, те самые начинающие «джиперы», что уже вкусили внедорожного «драйва» и стали посещать различные клубные мероприятия, пусть даже и не являясь пока членами какого-либо внедорожного клуба. Спрос, как известно, рождает предложение, и бизнес стремительно реагирует на этот спрос, в крупных областных центрах уже, как правило, существует один, а иногда и несколько магазинов, которые являются представителями целого ряда известных внедорожных брендов и предлагают различные товары для офф-роуда. Вместе с тем, основной объем продаж внедорожных аксессуаров приходится на интернет-магазины.

Основные интернет-магазины локализованы в городах Москва и Санкт-Петербург, это, как правило, компании с разветвленными сбытовыми сетями, начинавшие свой бизнес когда-то с небольших розничных точек. Вообще, любая компания, стартующая в сфере офф-роуда, просто обязана первым делом заняться «постройкой» грамотного и современного интернет-магазина! Российская Федерация на сегодняшний день является частью глобальной экономики и на все бизнес-процессы в нашей стране в полной мере распространяются все глобальные экономические законы и тренды. Основным трендом на вторичном рынке автокомпонентов является эффект смещения розничных продаж, эффект их плавного перехода из территориальной розницы в интернет-пространство. И, если в сфере продаж стандартных деталей этот эффект очевиден лишь профессионалам рынка, то продажи товаров для офф-роуда вообще начинались как интернет-предложения! В этом сегменте (офф-роуд) мы наблюдаем в данное время обратный эффект: интернет не дает возможности совершить максимально комфортную и уверенную покупку, розничные продажи центральных, старейших интернет-магазинов плавно снижаются, объемы постепенно уходят к региональным операторам. При условии, конечно, что региональная точка обладает, помимо удобного, «шагового» расположения, еще и профессиональными качествами – здесь максимально важны такие качества точки продаж как:

Для полноты статистики приводим некоторые цифры, демонстрирующие структуру продаж по группам одного из специализированных российских интернет-магазинов, находящегося в ЦФО (мы приводим данные лишь по основным, финансовоёмким группам):

Как мы видим из приведенных цифр, в совокупности эти 14 групп дают суммарный объем в продажах около 69%, тогда как количество товарных групп в различных интернет-магазинах может достигать 50. Безусловно, структура продаж различных интернет-магазинов существенно отличается друг от друга, и связано это, прежде всего, с спецификой конкретного магазина, с его фактическим местонахождением, а также с количеством прямых контрактов с различными известными производителями, и, как следствие, с уровнем цен на различные группы товаров.

Традиционно, уровень наценки в старейших и «раскрученных» интернет-магазинах и в розничных территориальных магазинах довольно высок. В целом этот сегмент розничной торговли является исключительно привлекательным для бизнесменов, большинство товаров в мире офф-роуда относится к премиальному сегменту, а значит и наценки в розничных магазинах на дорогостоящие товары начинаются от 40%, в свою очередь, на товары стоимостью до 3 тысяч рублей, наценки розничных операторов достигают 100 и более процентов! Именно этим объясняется повышенный интерес к внедорожному рынку со стороны предпринимателей, работавших ранее лишь в сегменте стандартных деталей для автомобилей, в этом секторе наценки на товары гораздо скромней, в среднем 25-30 процентов.

Вместе с тем, территориальные магазины, занимающиеся продажей стандартных деталей для автомобилей семейства УАЗ, уже являются участниками внедорожного рынка! К сожалению, большинство розничных компаний не обладают необходимой компетенцией для того, чтобы правильно анализировать собственную структуру продаж, содержание аналитического отдела обходится слишком дорого для небольших компаний, и, как следствие, все детали и узлы, закупаемые территориальным магазином у того или иного дистрибутора ООО «ТД Соллерс» (ОАО «УАЗ», ОАО «ЗМЗ»), независимо от исполнения данных узлов и деталей, относятся магазином к стандартным деталям. Менеджмент магазинов, таким образом, находится в заблуждении, относя продажи большинства закупаемой номенклатуры к продажам стандартных деталей. Реальная ситуация такова: более 35% от всего объема продаж (в деньгах) приходится на различные модернизированные узлы и детали, на элементы тюнинга и различные аксессуары, например, колесные муфты (хабы) в различных вариантах исполнения ( от откровенно дешевого и недолговечного китайского noname-продукта до премиального бразильского AVM) являются элементом тюнинга внедорожника, но, при этом, дают среднемесячно около 5% от всего объема продаж по нашей собственной статистике! Шкворни в усиленном исполнении (шкворень - один из наиболее слабых узлов в подвеске серийных автомобилей семейства УАЗ) занимают около 6% от всего объема продаж, а полиуретановые втулки, сайлентблоки и подушки (которые также не устанавливаются на серийные автомобили) дают свыше 3% от суммы продаж в денежном выражении.

Учитывая все вышеизложенное, авторы статьи (коллектив Компании BAZA ВСЁ ДЛЯ УАЗа) рекомендуют компаниям, являющимся участниками рынка автокомпонентов для автомобилей УАЗ, сделать лишь один небольшой шаг и освоить относительно новое направление бизнеса – внедорожный сегмент.

Мы рекомендуем делать это уже сейчас, приведем лишь несколько основных причин:

Компания BAZA ВСЁ ДЛЯ УАЗа с удовольствием поможет «новичкам» рынка в обучении персонала, обеспечит бесперебойные поставки широчайшего ассортимента элементов тюнинга, аксессуаров и модернизированных узлов и деталей, предоставит статистику собственных розничных продаж для создания оптимальной продуктовой матрицы, предложит различное торговое оборудование для обеспечения качественной экспозиции, а также будет осуществлять качественное и профессиональное консультирование на всех этапах развития этого перспективного направления.